В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно – пространственная среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Функции развивающей предметно - пространственной среды. Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Функция
воспитателя: используя развивающую предметно – пространственную среду и ее
средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Паспорт группы общеразвивающей направленности № 2 «Яблонька».
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию
основной образовательной программы. Образовательное пространство должно быть
оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими),
соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарем.
РППС организована с учётом требований ФГОС,
где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Центр безопасности: разнообразный дидактический материал по правилам безопасного поведения на
дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстрационный
материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры,
художественная литература, медиатека. Игровое оборудование: фигурки пожарных,
разнообразные машинки, дорожные знаки, макет улицы и дороги, тематические
кубики и др.
Центр сюжетно-ролевых игр:
- дидактические игры: социально-нравственного
характера, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;
-картинки с изображением различных трудовых
процессов;
- альбомы «Наша группа», «Моя семья», «Наши
увлечения», «Наши достижения»
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- наборы игрушек и предметов, помогающие
отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы,
отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
- предметы-заместители.
Центр познавательно-исследовательской
деятельности:
- различные дидактические игры экологической направленности,
серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции
природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых,
животных и т. д.
- модели строения растений, признаков живого,
фенологических изменений в природе;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,
- календари погоды и природы
- гербарии;
- подборка стихов, пословиц, поговорок,
примет, загадок о природе;
- рисунки о природе и поделки детей из
природного материала; комнатные растения и пр
- инвентарь для ухода за растениями, посадки
семян и рассады: фартуки
и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки,
пульверизатор, лейки и др
- «огород на окне»
- серии картин с изображением природных
сообществ;
книги познавательного характера, атласы;
тематические альбомы; коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т.д.)
, материалы распределены по разделам: "Песок, глина,
вода", "Звук", "Магниты", "Бумага",
"Свет", "Стекло", "Резина" ;
природный материал: камни, ракушки, листья
деревьев, мох, семена и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки
кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- медицинские материалы: пипетки с
закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши,
шприцы без игл, контейнеры от термометров
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары,
цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-приборы-помощники: увеличительное стекло,
песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, тряпки.
Центр развивающих игр: В данном центре размещен разнообразный
занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру
по интересам.
Разнообразные игры и пособия
на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный
материал. Игры типа «Числа и цифры», «Учись считать», «Цвет»,
«Форма», «Размер».
Дидактические игры:
«Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая
мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает»,
«Числовой ряд», «Математические домино», «Детям о времени», «От меньшего к
большему» и т.д.
Развивающие игры: блоки Дьенеша с приложениями, палочки
Кюизенера с приложениями, счётные палочки и
схемы к ним, мозаики и др.
Центр конструирования: хоть и сосредоточен на
одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен.
Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор
различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в
любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей,
так и индивидуально:
- наборы конструкторов: крупногабаритный (переносной),
напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;
- в большом разнообразии представлены различные
виды и формы конструкторов
- мозаики крупные, средние, мелкие;
- пазлы;
- строительный материал: кубики, призмы,
кирпичики, пластины; крупный строительный материал;
- нетрадиционный материал: - картонные
коробки, оклеенные цветной пленкой,
- мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Центр патриотического развития: государственная символика родного города, ХМАО и России. В нем находятся
пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал
по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного
декоративно-прикладного искусства и т. д. Здесь дети могут познакомиться с
традициями, культурой и бытом жителей нашего края. В уголок родного края
входит художественная литература по краеведению, оформлен
альбом «Мой город», «Моя семья», «История ситца» и др.
Речевое развитие
Центр книги:
- детские книги по
программе;
- любимые книги детей
(книги по интересам);
- сезонная
литература;
- тематические
альбомы;
- портреты детских
писателей
- книги, знакомящие с
культурой русского народа, сказки, загадки, потешки
- открытая витрина для
книг, стол, стульчик;
- ноутбук с детскими
песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок).
Художественно-эстетическое развитие
Центр изобразительного
творчества:
- схемы последовательного рисования предмета;
- пооперационные карты, отражающие
последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;
- книжки-раскраски с образцами;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- альбомы для рассматривания «Городецкая
игрушка», «Хохломская роспись» и др.;
- дидактические игры для развития творческих
способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь,
восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, набор шариковых ручек, вата,
ватные палочки, губки;
- пластилин, наборы для детского творчества;
-инструменты: кисти различные, ножницы, доски
для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам.
Центр музыкально-театрализованной
деятельности: это
важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность
помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре
дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Здесь размещаются ширма, различные виды театров: (кукольный, теневой,
настольный, бибабо, пальчиковый, резиновых игрушек; лопаток;
картинок, магнитный), настольные игры из серии «Играем в
сказку», маски персонажей и элементы костюмов, декорации дети
изготавливают самостоятельно.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с музыкальным руководителем, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Поэтому в центре имеются различные музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками. А также: портреты великих композиторов, картотека музыкальных и театрализованных игр.
Физическое развитие
Центр двигательной активности: содержит в себе как
традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное),
изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на
развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты
реакции, силовых качеств. В центре есть:
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами
спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности,
на развитие дыхания;
- спортивный инвентарь, атрибуты к подвижным
играм.
В шумном игровом пространстве
обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.
В группе также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он
может пойти в уголок уединения и релаксации. На удобном диванчике ребёнок может
рассмотреть любимую книжку, посмотреть фотографии, порисовать и т.д.
По всем образовательным
областям имеется видеотека (иллюстрации, презентации, мультфильмы, игры и т.д.)
Каждый ребенок выбирает занятие
по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного
содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что
воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового
пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью.
Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их
жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Таким образом, развивающая предметно –
пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия,
сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его
развитие.
Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Периодически
обновляемые съемные панели, изображающие быт, труд, природу, вещи, ситуации.
Групповое пространство, по желанию играющих, может быть
преобразовано в «театр», «кинотеатр», «стадион» и др. с помощью раздвижных
ширм, перестановки мебели; материалы и оборудование из одной образовательной
области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других
областей.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели,
матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие в группе
полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления)
предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской
активности (в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре).
Развивающая
предметно – пространственная среда открывает ребёнку множество возможностей,
обеспечивает все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной.
Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих
игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Все
групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал,
костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно
полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто
посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок
(создание “своего” личного пространства). Разновысотная мебель. Чтобы позиции взрослых и детей можно
было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели легко
меняется.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех
помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ
детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Обстановка
в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность
самостоятельно делать выбор. В нашей группе большое внимание уделяется
самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться,
заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к
проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть
предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься
творчеством, третьи – спортом. Мы создали условия для уединения, релаксации и
отдыха.
Безопасность предметно -пространственной среды предполагает соответствие всех её
элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их
использования.
Оборудование
группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям,
оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее.
Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают
максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная
среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей,
взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная,
вариативна, доступна и безопасна. Она не может быть построена окончательно, поэтому поиск
инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается,
главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.